Заключение контракта на оказание транспортных услуг с иностранным контрагентом требует не только опыта составления внешнеэкономических договоров, но и знания практических особенностей международной перевозки.
Разбираем основные вопросы подготовки транспортных контрактов с зарубежными перевозчиками и экспедиторами.
Транспортный контракт
В зависимости от типа оказываемых транспортных услуг можно выделить два наиболее востребованных вида международных договоров:
- контракт транспортной экспедиции (forwarding contract),
- договор перевозки грузов (contract for carriage).
В свою очередь, в зависимости от вида транспорта можно выделить следующие контракты на перевозку грузов:
- морской перевозки грузов (contract for carriage by sea),
- воздушной перевозки грузов (contract for carriage of cargo by air),
- железнодорожной перевозки грузов (contract for carriage of freight by railway);
- автомобильной перевозки грузов (contract for automotive carriage).
На практике чаще всего заключаются общие контракты на перевозку грузов (contract for carriage of freight).
Рекомендуем также ознакомиться с особенностями внутреннего договора транспортной экспедиции (ТЭО) с российским экспедитором.
В сфере внешнеэкономической деятельности сохраняется принципиальное отличие контракта транспортной экспедиции от контракта на перевозку грузов.
В рамках международного контракт перевозки иностранный контрагент принимает на себя обязательства непосредственной транспортировки, то есть перемещения груза из пункта А в пункт Б.
В рамках же международного контракта транспортной экспедиции иностранный контрагент принимает на себя обязательства по организации перевозки, то есть оказанию комплекса услуг по координации самой перевозки и сопутствующих услуг (поиску перевозчика, оформлению договорных отношений с ним, погрузке, разгрузке товаров, организации таможенного оформления и иных транспортных и прикладных услуг).
Соответственно, структура и содержание таких контрактов на оказание транспортных услуг различаются между собой.
Структура транспортного контракта
Международный контракт на оказание транспортных услуг вне зависимости от своего типа включает в себя ряд общих положений:
- преамбула,
- предмет контракта,
- права и обязанности экспедитора (перевозчика),
- права и обязанности клиента,
- стоимость перевозки,
- порядок приёмки услуг,
- порядок расчётов,
- ответственность сторон,
- порядок обмена юридически значимыми сообщениями,
- порядок урегулирования споров,
- санкционная оговорка,
- обстоятельства непреодолимой силы,
- общие условия контракта,
- приложения (формы заявок, поручений, актов сдачи-приёмки услуг).
Все разделы транспортного контракта должны учитывать фактические договорённости сторон, согласованные условия работы и текущие логистические особенности в исполнении подобных сделок.
Язык контракта
Наиболее распространённой формой международного контракта на оказание транспортных услуг является двуязычная форма. Договор оформляется сразу на двух языках: иностранном для перевозчика (экспедитора) и русском – для российского контрагента и регуляторов в РФ. В тексте контракта необходимо также прописать языковую оговорку.
Такой формат договора упрощает документальные формальности при прохождении валютного и таможенного контроля. В случае же использования одноязычного контракта встаёт вопрос о необходимости его легализации, что влечёт за собой дополнительные бюрократические и финансовые издержки.
При заключении договора международной перевозки или транспортной экспедиции с контрагентами в ЕАЭС, как правило, используется только русскоязычная форма контракта.
Рекомендации
Юристы нашего Центра рекомендуют обратить внимание на следующее:
- Порядок фактического заказа перевозки должен совпадать с порядком оформления заявки, прописанном в контракте. Если контрактом предусмотрено оформление заявки, то должна оформляться именно заявка, форма которой должна быть согласована сторонами при заключении договора.
- Предмет контракта должен максимально полно и конкретно охватывать перечень оказываемых транспортных услуг.
- Максимальное внимание необходимо уделить разделу с обязанностями экспедитора (перевозчика). Это положение контракта должно детализировано раскрывать и описывать полный список его обязательств, возможных проблемных ситуаций, порядка действий, возмещения расходов и проч.
- Порядок расчётов, согласованный в контракте, должен учитывать распределение дополнительных расходов и сборов, которые могут возникнуть в ходе перевозки. Порядок оплаты должен включать в себя распределение банковских комиссий и валютную оговорку при необходимости.
- Ответственность экспедитора или перевозчика по контракту должна быть конкретно измерима, соотносима и привязана к возможным ситуациям, которые учитывают современные реалии и фактические особенности оказания транспортных услуг иностранными компаниями.
- Отдельное внимание необходимо уделить разделу с санкционной оговоркой, в рамках которого должны быть урегулированы действия сторон в условиях санкционных ограничений как в части логистики, так и в части финансовых взаимоотношений.
- Необходимо избегать формального подхода к согласованию арбитражной оговорки и порядка урегулирования споров. При заключении контракта необходимо учитывать реальную возможность спора и его последствий.
- В разделе с реквизитами сторон должны быть прописаны именно те адреса, телефоны и мессенджеры, посредством которых и будет фактически происходить взаимодействие сторон.
- Формы всех документов, которые будут в дальнейшем использоваться в работе, должны быть согласованы сторонами и оформлены в качестве приложений к контракту.
- Использование каких-либо шаблонов и образцов транспортных контрактов несёт в себе действительно серьёзные коммерческие и административные риски.
Важно помнить, что современная логистика и внешнеэкономическая деятельность имеет практически безграничный потенциал к различному роду сложностей, препятствий и потенциальных рисков. Отсутствие должного внимания к проработке условий перевозки, формальный подход и готовность ограничиться самой простой и общей формой контракта может повлечь за собой несоизмеримые финансовые потери в будущем.
Разработка транспортных контрактов
Юристы нашего Центра готовы не только подготовить грамотный международный контракт на оказание транспортных услуг, но и взять на себя его согласование с иностранным контрагентом.
При необходимости юристы нашей компании также проведут правовой анализ контракта, предложенного иностранным контрагентом, на предмет его соответствия интересам заказчика, актуальным требованиям законодательства и сложившейся международной практики.
Стоимость работ по проведению аудита готового контракта или его подготовки зависит от объёма работы и языков контракта.
Стандартная стоимость работы по международному контракту на оказание транспортных услуг составляет от 15 тысяч рублей.
Срок выполнения работы зависит от текущей рабочей загрузки и варьируется, как правило, от 2 до 5 рабочих дней.
Возможно срочное выполнение контрактной работы в течение 24 часов.
Оставить запрос на разработку или аудит транспортного контракта можно по телефону, электронной почте или в онлайн чате на нашем сайте.