Вступление в законную силу нового Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» привело к ряду нововведений в части изменения порядка таможенного контроля после выпуска товаров.
Сроки проведения таможенной проверки
В частности, речь идет о положениях статьи 228 ФЗ, затрагивающей порядок проведения камеральной таможенной проверки. В соответствии с нормами нового законодательства установлен срок срок проведения камеральной таможенной проверки, он составляет 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки (ч. 5. ст. 228 ФЗ). Данное уведомление должно быть направлено в адрес проверяемого лица в день начала такой проверки (ч. 3 ст. 228 ФЗ).
Отметим, что законодатель предусмотрел возможность исключения из срока проведения камеральной таможенной проверки периода времени между датой направления (вручения) проверяемому лицу требования о предоставлении документов и/или сведений и датой получения запрошенных документов и/или сведений.
Кроме того, возможно однократное продление срока проведения камеральной таможенной проверки на 120 календарных дней.
Порядок проведения таможенной проверки
ФЗ-289 "О таможенном регулировании" предусмотрены новые права для проверяемого лица в рамках проведения камеральной или выездной таможенной проверки:
- В соответствии с пунктом 2 статьи 235 ФЗ после получения акта таможенной проверки проверяемое лицо имеет право знакомиться с материалами таможенной проверки
- Пунктом 3 статьи 235 ФЗ проверяемое лицо имеет право представить в таможенный орган возражения по акту камеральной проверки. Порядок направления возражений и рассмотрения их таможней предусмотрен частями 16-27 статьи 237 ФЗ.
- При наличии у таможенного органа возражений по акту проводимой таможенной проверки он обязан представить и направить проверяемому лицу заключение по данным возражениям. Решение по результатам таможенной проверки должно быть принято с учетом акта таможенной проверки, полученных от таможенного лица возражений на него, и заключения таможенного органа на данные возражения.
- Пунктом 1 части 7 статьи 229 ФЗ предусмотрено основание для назначения внеплановой выездной таможенной проверки - подтверждении обоснованности доводов, изложенных в возражениях проверяемого лица и представленных в таможенный орган.
Отметим, что новые права проверяемым лицом могут быть реализованы как во время, так и по завершении проведения таможенной проверки. Однако, в случае если таможенная проверка была назначена в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, то проверяемое лицо лишено представить свои возражения по окончании такой проверки.
Рекомендуем участникам ВЭД учесть данные новеллы в своей работе и подробнее ознакомиться с новым порядком проведения камеральных, выездных таможенных проверок и дополнительных проверок таможенной стоимости.