К юристам нашего Центра регулярно обращаются за правовой помощью в организации импортных поставок различных категорий товаров на территорию России. Одной из наиболее востребованных категорий ввозимой продукции является обувь. Согласно данным Росстата и статистики внешней торговли РФ за 2015-2019 год, почти 75% рынка обуви в России занимают товары иностранных производителей, лидером среди которых являются обувные изделия из Китайской Народной Республики, охватыващие почти 64% объёма поставок.
Наши юристы подготовили краткий обзор и рекомендации по организации импорта обуви в Россию.
С чего начать импорт обуви?
Импорт товаров относится к внешней торговле, базовые принципы регулирования которой закреплены в ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Этот документ является лишь одним из сотен нормативно-правовых актов, формирующих законодательную базу для ведения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Рекомендуем ознакомиться:
При условии соблюдения указанных требований любое российское лицо вправе осуществлять внешнеторговую деятельность с учётом существующих ограничений.
Импорт обуви не входит в перечень установленных ограничений.
Для импорта обувной продукции не требуется получение каких-либо отдельных разрешений и лицензий, поскольку данный вид деятельности не включен в перечень лицензируемых видов деятельности (статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Организация импорта обуви начинается с подготовительного этапа, который, как правило, включает в себя:
- Проведение анализа рынка и выбор поставщика обуви;
- Предварительный расчёт экономики сделки;
- Анализ индекса таможенной стоимости по импорту обуви в регионе оформления;
- Выбор и согласование условий работы с контрагентами по сделке;
- Изучение законодательной базы, регулирующей импорт обуви в Россию;
- Юридическая оценка согласованных условий и рисков поставки, проработка соблюдения мер нетарифного регулирования и маркировки обуви
Последовательность действий может варьироваться в зависимости от конкретных условий сделки и специфики ввоза. После завершения подготовительного этапа можно переходить к практической реализации сделки и заключению контракта.
Контракт на импорт обуви
Ключевым этапом при заключении сделки на импортные поставки обуви является проработка и составление контракта ВЭД.
К общим положениям, которые должны быть включены в структуру контракта на импорт обуви относятся:
- предмет контракта;
- цена контракта;
- порядок расчетов;
- порядок поставки;
- упаковка и маркировка товаров;
- приёмка товаров;
- качество товаров и гарантии;
- порядок обмена юридически значимой информацией;
- антикоррупционная оговорка;
- ответственность сторон;
- интеллектуальные права;
- конфиденциальность;
- обстоятельства непреодолимой силы;
- рекламации;
- срок действия контракта;
- заключительные положения
Юристы нашего Центра рекомендуют детально прорабатывать все формулировки и положения контракта.
Грамотная проработка контракта на ввоз обуви в Россию позволит не только минимизировать административные, валютные, таможенные, налоговые и коммерческие риски начинающего импортёра, но и значительно упростить дальнейшую реализацию сделки.
Дополнительно наши юристы рекомендуют ознакомиться с основным нормативно-правовым актом, регулирующим частные вопросы купли-продажу товаров на международном уровне – Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной 11.04.1980 года.
Исполнение сделки
После согласования условий сделки необходимо подписать необходимые договоры с контрагентами:
- договор с таможенным представителем (брокером);
- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО)
Кроме того, если ранее лицо не осуществляло внешнеэкономическую деятельность, потребуется открытие дополнительных счетов импортёра:
- валютный счёт в банке;
- единый лицевой счёт участника ВЭД (ЕЛС) и регистрация в личном кабинете ФТС
После заключения контракта на поставку обуви и открытия валютного счёта необходимо соблюсти предусмотренные действующим законодательством требования валютного контроля.
Валютный контроль
Общие положения по валютному контролю импортных сделок, касающихся, в том числе, и ввоза обувной продукции, установлены следующими документами:
- ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- КоАП РФ (ст. 15.25, части 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.3-1);
- Инструкцией ЦБ РФ от 16.08.2017 №181-И
Несмотря на значительную либерализацию валютного законодательства, административные штрафы за валютные правонарушения на данный момент не отменены.
Соблюдение запретов и ограничений при импорте обуви
При организации импортных поставок обуви в Россию, то есть на территорию ЕАЭС, необходимо соблюсти требования Таможенного кодекса ЕАЭС и Договора о ЕврАзЭС о подтверждении прохождения процедуры оценки соответствия товара техрегламентам ЕАЭС.
Обувная продукция, кроме обуви для детей и подростков, подпадает под действие Техрегламента ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», принятого Решением КТС от 09.12.2011 № 876.
Подтверждение соответствия обувной продукции нормам техрегламента должно проводиться в форме декларирования соответствия по соответствующим схемам.
Заявитель должен провести испытания образцов обувной продукции в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в соответствующий реестр.
Подробное описание порядка ввоза образцов содержится в Решении Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 294.
За несоблюдение установленных запретов и ограничений при ввозе обуви предусмотрена соответствующая административная и уголовная ответственность.
Маркировка обуви средствами идентификации
Процедура маркировки обуви должна проводиться в соответствии с ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ», Постановлениями Правительства РФ от 05.07.2019 №860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» и от 26.04.2019 №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», в которых подробно описаны соответствующие требования.
С 01.07.2020 г. на территорию России может быть ввезена только промаркированная обувная продукция.
Для осуществления маркировки обуви средствами идентификации необходима регистрация импортёра в ГИС «Честный знак», ААИ «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» (ГС1 РУС), а также выполнение иных установленных требований, в том числе, по подключению к электронному документообороту.
Маркировка обуви средствами идентификации должна быть проведена до помещения продукции под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» или «реимпорта». В случае нарушения требований по маркировке обуви декларанту грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 2 статьи 15.12 и 16.3 КоАП РФ.
Таможенное оформление обуви
Начинающим импортёрам обуви рекомендуется поручить таможенное оформление обувной продукции профессиональным участникам ВЭД – таможенным представителям (брокерам), включённым в реестр таможенных представителей ФТС.
Как показывает практика работы юристов нашего Центра, самостоятельное декларирование обуви начинающими импортёрами чревато высокими рисками их привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил и сопутствующими дополнительными расходами.
Для общего понимания базовых принципов декларирования товаров рекомендуем ознакомиться со следующими документами:
- Договор о ЕАЭС;
- Таможенный кодекс ЕАЭС;
- ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»;
- Решение Комиссии ТС от 20.05.2010 №257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения»
Отдельного изучения требуют вопросы таможенного контроля, связанные с проведением дополнительной проверки таможенной стоимости обуви, подготовки ответов декларанта на запросы таможни и возможной корректировки таможенной стоимости (КТС).
Юридическая помощь
Юристы нашего Центра готовы оказать любую правовую помощь участникам ВЭД по вопросам импорта обуви, в том числе:
- Составлению и сопровождению контрактов по поставку обуви в Российскую Федерацию;
- Обоснованию таможенной стоимости и оспариванию КТС на ввозимую обувную продукцию;
- Обжалованию решений таможни о классификации товара;
- Ведению дел об административных правонарушениях в сфере таможенного права;
- Комплексному юридическому сопровождению импорта обуви;
- Подготовке отдельных консультаций по всем проблемам ведения ВЭД, таможенного, валютного и налогового законодательства
Юристы нашего Центра специализируется на правовой поддержке ВЭД с 2006 года, а в практике работы одного из наших юристов несколько десятков успешных судебных дела по защите интересов одного из крупнейших импортёров обуви в спорах с таможней.