Жалоба в прокуратуру является достаточно эффективным инструментов защиты своих законных прав и интересов. Надзор за деятельностью таможенных органов осуществляет специализированная прокуратура - транспортная. Её деятельность регулируется рядом законодательных актов, в том числе:
- Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-I";
- 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" от 02.05.2006;
- Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 No 45;
- Приказами и указаниями Генеральной прокуратуры и региональных прокуроров
Разберемся, в каких случаях имеет смысл подача жалобы на таможенные органы в транспортную прокуратуру, и как правильно составить такую жалобу?
Подготовка жалобы
При подготовке жалобы на таможню следует исходить из того, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности. В прокуратуру может быть подана жалоба на незаконные решений, действия или бездействие таможни, которые нарушают законные права и интересы граждан или юридических лиц.
Важно понимать, что в процессе, например, ведомственного обжалования решения нижестоящего таможенного органа прокуратура не принимает непосредственного участия.
Рекомендуем ознакомиться – «Как подать жалобу в вышестоящую таможню?»
При поступлении в транспортную прокуратуру жалобы на таможню прокурор проводит проверку указанных в жалобе фактов на соответствие действующему законодательству. При подтверждении представленных обстоятельств и наличии фактов нарушения законодательства, прокуратура принимает меры прокурорского реагирования. К таким мерам относятся: протест, представление, предостережение. На практике наиболее распространённой мерой реагирования транспортной прокуратуры является вынесение представления таможне об устранении допущенных нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц.
Для результативного рассмотрения жалоба в транспортную прокуратуру должна быть, в первую очередь, мотивированной, содержать конкретные факты нарушения действующего законодательства сотрудниками таможни и подтверждение нарушения законных прав и интересов соответствующих лиц.
Обращение с жалобой на таможню в транспортную прокуратуру не ограничивает право на подачу заявления в судебные инстанции. В практике наших юристов есть судебные дела, в которых представление транспортного прокурора, вынесенное в отношении таможни, дополнительно усиливали правовую позицию и становились весомым доказательством в судебных делах (например, в таможенных спорах о взыскании убытков с таможенных органов).
Порядок подачи жалобы
Подача жалобы на таможню должна осуществляться в компетентную прокуратуру, в чью зону ответственности входит осуществление надзора за законностью деятельности данного таможенного органа. Например, жалоба на решения или действия Санкт-Петербургской, Балтийской, Выборгской или Пулковской таможни должны быть подана в Северо-Западную транспортную прокуратуру. Если заявитель обратился в нерелевантный прокурорский орган, его обращение будет передано в компетентную прокуратуру в течение 7 дней с даты регистрации, о чём придет соответствующее уведомление.
Полученные обращения могут быть переданы в нижестоящую прокуратуру для проверки указанных в жалобе фактов. В таких случаях заявитель также получит прокурорское уведомление.
Срок рассмотрения жалобы
Общий срок рассмотрения транспортной прокуратурой жалобы на таможню составляет 30 дней с даты получения жалобы прокуратурой. В случае если изложенные факты не требуют дополнительной проверки и изучения срок может быть сокращен до 15 дней.
Если в жалобе отсутствуют необходимые для её рассмотрения сведения, жалоба с соответствующим уведомлением должна быть возвращена заявителю в течение 7 дней. В аналогичный срок подлежат возврату жалобы, текст которых невозможен для прочтения, лишён смысла или содержит нецензурные, оскорбительные выражения, угрозы и прочее.
Требования к жалобе
Для рассмотрения транспортной прокуратурой жалобы на таможню она должна соответствовать следующим критериям:
- Жалоба, в первую очередь, должна быть мотивированной. Она должна содержать конкретные и подтверждаемые факты нарушения таможней действующего законодательства, соотносимые с обстоятельствами отдельной ситуации.
- В жалобе должны содержать необходимые сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, должность, почтовый адрес для ответа.
- Обращение в прокуратуру должно быть адресным, содержать наименование органа прокуратуры, в которое оно направляется, а также сведения о должностном лице, которому оно адресовано.
- В жалобе должна быть чётко изложена суть вопроса и просительная часть.
- Обращение должно быть подписано личной подписью заявителя с указанием даты составления.
Невыполнение указанных требований может привести как к возврату жалобы, оставлению её без рассмотрения, так и к неполной проверке фактов, изложенных в ней.
Составление жалобы в прокуратуру
Юристы нашей компании готовы помочь с составлением мотивированной жалобы на решения или действия таможни в транспортную прокуратуру. В практике наших юристов свыше 40 удовлетворенных жалоб, в том числе по нарушению сроков проведения таможенного контроля, сроков проведения экспертизы, отказов таможни в выпуске товара, привлечения декларанта к административной ответственности, действий сотрудников таможни при досмотрах товара и проч.
Стоимость услуги по подготовке мотивированной жалобы в транспортную прокуратуру ориентировочно составляет от 10 до 15 тыс. рублей. Предварительная консультация по анализу ситуации и перспективам подачи жалобы проводится бесплатно.