С 2020 года участники ВЭД отмечают повышенное внимание со стороны таможенных органов при проведении контроля после выпуска товара к порядку включения транспортных расходов в таможенную стоимость товара. В ряде случаев при проведении камеральной таможенной проверки в части соблюдения структуры таможенной стоимости таможня основывает свою позицию на достаточно неординарной трактовке действующего законодательства.
Разбираемся, как правильно учитывать транспортные расходы при декларировании таможенной стоимости товара, и к чему готовиться импортёрам при инициации таможней камеральной проверки в отношении таможенной стоимости и включения в неё расходов на транспортировку товара?
Включение транспортных расходов в таможенную стоимость
При определении таможенной стоимости товара необходимо учитывать положения статей 38, 39, 40 ТК ЕАЭС, Решения КТС от 20.09.2010 № 376 (на момент его действия) и Решения Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 160.
В общем смысле, при заявлении первого метода определения таможенной стоимости в соответствии с нормами права в таможенную стоимость должны включаться транспортные расходы до их прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС, а транспортные расходы после их прибытия на территорию ЕАЭС подлежат фактическому вычету из структуры таможенной стоимости товара.
Данные о транспортных расходах на доставку груза до и после прибытия на таможенную территорию ЕАЭС должны быть документально подтверждены.
Список документов
В перечень документов, обосновывающих транспортные расходы на пути следования груза в ЕАЭС, могут входить:
- договоры по перевозке товаров, включая сопутствующие транспортировке работы с грузом (в том числе, договоры транспортной экспедиции (ТЭО), если таковые заключались);
- счета-фактуры и/или инвойсы за перевозку, транспортировку товаров и сопутствующие работы с грузом;
- платёжные, банковские и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки
В зависимости от обстоятельств конкретной сделки, базиса поставки, средств перевозки и типов заключённых контрактов комплект подтверждающих транспортные расходы документов может варьироваться.
Транспортные расходы по условиям поставки
К юристам нашего Центра регулярно обращаются участники ВЭД, столкнувшиеся с искажённым подходом таможни в части условий подтверждения обоснованности вычета расходов на транспортировку и перевозку товаров до и после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.
В частности, таможенные органы иногда не учитывают конкретные условия поставки и требуют предоставления документов, которыми ввиду объективных обстоятельств декларант располагать не может.
Например, при согласованном базисе поставки DAP или DAT, при применении которых пункт назначения находится на территории ЕАЭС, таможня требует у декларанта предоставления договоров по перевозке, заключённых непосредственно с транспортными компаниями (перевозчиками и экспедиторами), осуществлявшими транспортировку товаров и банковские документы по оплате таких расходов. То есть таможенными органами изначально игнорируется сама невозможность заключения таких договоров, поскольку на таких условиях поставки именно продавец должен нести все расходы и риски для доставки товара до места назначения.
Более того, согласно такой позиции, не учитывается тот факт, что стоимость услуг по перевозке, указываемая продавцами в соответствии с условиями внешнеэкономических контрактов, всегда выше стоимости услуг фактических перевозчиков и экспедиторов по договорам между продавцами и перевозчиками (экспедиторами), поскольку продавец к цене перевозчиков и экспедиторов добавляет своё вознаграждение. В вознаграждение продавец может включать оплату за поиск ответственного перевозчика и экспедитора, плату за организацию транспортного процесса, а также оплату за риск утраты и повреждения товаров и проч., поэтому его расходы больше, чем расходы фактических перевозчиков и экспедиторов. Подобный подход, по сути, влечёт за собой недостоверное декларирование таможенной стоимости.
При таких условиях поставки таможенные органы могут посчитать, что непредставление декларантом договоров, заключённых непосредственно с транспортными компаниями и сопутствующих им документов, являются основанием для неподтверждения структуры таможенной стоимости и, как следствие, её корректировки.
Рекомендуем ознакомиться: «Что нужно знать о корректировке таможенной стоимости?»
На практике подобные ситуации чаще всего встречаются при проведении таможней контрольных мероприятий в рамках камеральной проверки.
Рекомендации
При получении декларантом уведомления о проведении камеральной проверки, требования или запроса о предоставлении документов в обоснование правомерности вычета транспортных расходов декларантом и акта камеральной таможенной проверки представляется разумным учитывать нижеследующие рекомендации:
- Внимательно анализировать обстоятельства декларирования товара на предмет правильности применения таможенного законодательства в части включения расходов на транспортировку товара в таможенную стоимость;
- Учитывать согласованные условия поставки в разрезе заключённого внешнеторгового контракта, имеющихся коммерческих, товаросопроводительных, транспортных и платёжных документов по поставкам товара;
- Отдельно исследовать соответствие выводов таможенного органа сложившейся правоприменительной и судебной практике по аналогичному вопросу;
- Сформировать правовую позицию, исходя из обстоятельств поставки товара, и помимо предоставления запрашиваемых таможней документов обосновать её в рамках мотивированных пояснений;
- Обратить внимание на возможные процессуальные нарушения в ходе проведения проверки и использовать их в качестве дополнительных доводов;
- Подготовить мотивированные возражения на акт камеральной таможенной проверки и соблюсти сроки его направления в таможню
Как показывает практика, именно тщательная проработка документов и своей правовой позиции в ходе проверки таможней правильности включения транспортных расходов в таможенную стоимость позволяют защититься от неправомерного доначисления таможенных платежей.
При необходимости юристы нашего Центра готовы оказать любую возможную помощь в защите законных прав и интересов импортёров и экспортёров в спорах с таможенными органами.