В конце октября 2019 года Верховный суд РФ представил проект Постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза». Проект уточняет, дополняет и частично признаёт утратившими силу разъяснения по таможенному законодательству, которые ранее были опубликованы в Постановлении Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».
26 ноября новое Постановление Пленума ВС №49 было принято в окончательной редакции.
Судьи высказали свое мнение по ключевым вопросам правоприменительной практики в сфере таможенного законодательства ЕАЭС. По некоторым вопросам Верховный суд высказал позицию, которая ранее находила противоречивое отражение в решениях судов всех уровней. Разберем ключевые положения проекта нового Постановления Пленума Верховного суда по таможенным спорам.
Тезисы Постановления Пленума по ТК ЕАЭС
Общие положения
- Общими положениями проекта Пленума установлено общее верховенство Таможенного кодекса ЕАЭС над иными международными договорами, регулирующими таможенные правоотношения;
- Решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) являются актами, регулирующими таможенные правоотношения в РФ;
- Решения ЕЭК по классификации товара не могут быть положены в основу доначисления таможенными органами таможенных платежей, если данные решения изменяют сложившуюся практику классификации, отраженную как в судебной практике, так и в предварительных классификационных решениях;
- Федеральный закон от 03 августа 2018 г. No 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является актом, регулирующим таможенные правоотношения в РФ;
- Отдельные положения Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в частности, положения, регулирующего вопросы уплаты, зачета и возврата таможенных платежей, временно сохраняют своей действие и, следовательно, подлежат применению судами при разрешении соответствующих споров;
- При применении и толковании норм права ЕАЭС должны учитываться судебные акты, принятые судом ЕЭАС;
- Право ЕАЭС имеет коллизионный приоритет над национальным правом, при этом данный приоритет не может привести к нарушению прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ;
- Судам следует учитывать установленные Киотской конвенцией положения о неприменении существенных штрафов при неумышленном характере ошибок, допущенных в ходе декларирования товара.
Таможенная стоимость
- Устанавливается презумпция достоверности документов и сведений, представленных декларантом;
- Обнаружение таможенным органом отдельных недочетов в документации, представленной декларантом, само по себе не может говорить о недостоверности информации;
- Расхождение заявленной декларантом таможенной стоимости с информацией о стоимости однородных товаров, имеющейся в распоряжении таможенного органа, само по себе не может являться основанием для отклонения указанной декларантом таможенной стоимости;
- При обнаружении признаков недостоверности в заявляемой декларантом таможенной стоимости таможенный орган вправе инициировать проведение контроля, однако не вправе прийти к выводу о недостоверности информации о таможенной стоимости;
- В случае ввоза товара, стоимость которого значительно отличается от стоимости идентичных и однородных товаров, декларант обязан обладать документами, обосновывающими и подтверждающими условия сделки по данной цене товара;
- Решение о внесении изменений (дополнений) – решение о корректировке таможенной стоимости – принимается только в случае неустранения декларантом признаков недостоверности по результатам дополнительной проверки таможенной стоимости;
- Решение о внесении изменений в ДТ (дополнений) – решение о корректировке таможенной стоимости – не принимается, если у декларанта были объективные препятствия для предоставления запрошенных таможенным органом документов, данные препятствия должны быть подтверждены и мотивированы;
- Новые доказательства в судебных спорах о таможенной стоимости могут быть приняты судами только в случае предоставления стороной подтвержденных объективных препятствий на предъявление данных доказательств ранее. Суд вправе объявить перерыв или отложить судебное заседание в случае заявления стороной новых доказательств.
Классификация товара по ТН ВЭД ЕАЭС
- Суды вправе в судебном акте сделать вывод о правильной классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС;
- Данный вывод может быть сделан только при наличии у суда весомых доказательств;
- Наличие данного вывода в судебном акте лишает таможенный орган оснований для принятия решения об иной классификации товара;
- Международная практика классификации товаров, в том числе классификационные решения других стран и международных организаций, являются доказательствами в судебном споре, при этом суды должны оценивать их в совокупности с иными доказательствами по делу.
Таможенный контроль и взыскание таможенных платежей
- Если обстоятельства «недостоверного» заявления таможенной стоимости были рассмотрены судом и решение о внесении изменений в ДТ было признано незаконным, таможенный орган не вправе в рамках дальнейшего таможенного контроля выносить основанные на тех же обстоятельствах решения;
- Наличие новых доказательств недостоверности сведений о стоимости товара, коде ТН ВЭД, стране происхождения могут являться основания для принятия решений о внесении изменений в декларацию на товары;
- Солидарная обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через границу может быть возложена на лиц, участвовавших в перемещении, знавших о нём, приобретших или владеющих незаконно приобретенными товарами, только в случае наличия весомых доказательств участия данных лиц;
- Отсутствие со стороны декларанта мер по обжалованию решений таможенного органа, на основании которых декларанту было направлено уведомление об уплате таможенных платежей, не говорит о безусловном согласии декларанта с данными решениями таможни;
- Если таможенным органом пропущен срок обращения в суд о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, право взыскания считается утраченным. Данный срок может быть восстановлен судом при наличии объективных доказательство со стороны таможни о наличии уважительной причины на пропуск срока, к таким причинам не могут относиться необходимость согласования данных действий, отпуск, командировка, кадровые перестановки и прочие внутренние организационные мероприятия.
Возврат таможенных платежей
- Срок рассмотрения таможней обращения декларанта о внесении изменений в ДТ, результатом которого является возникновение оснований для возврата таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней с даты подачи такого обращения (с учетом предусмотренных законодательством оснований для приостановки такого срока);
- Срок для возврата излишне внесенных в бюджет таможенных платежей в связи с принятием незаконных решений таможенного органа составляет 3 года со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
- Срок возврата авансовых таможенных платежей составляет 3 года со дня последнего распоряжения об использовании авансовых таможенных платежей;
- Участник ВЭД, у которого денежные средства были изъяты незаконно, имеет право на взыскание компенсационных процентов с таможенного органа;
По итогам ознакомления с тезисами проекта нового Постановления Верховного суда РФ по таможенным спорам можно прийти к следующим общим выводам:
- Усиливается вектор смещения таможенных споров в сферу внесудебного урегулирования спорных ситуаций участниками ВЭД с таможенными органами;
- Суды не могут и не должны принимать на себя функции таможенного контроля;
- Закрепляется баланс интересов государства и прав участников ВЭД;
Таким образом, участникам ВЭД можно порекомендовать учитывать заданные тенденции в судебной практике по таможенным спорам, в том числе, путем усиления внутреннего контроля за соблюдением таможенного законодательства, введения элементов комплаенса, таможенного аудита. С учетом сроков выпуска товара и, как следствие, смещения таможенного контроля в постконтроль после выпуска товаров, срок которого составляет 3 года с даты декларации на товары, особое значение приобретает предупреждение возможных претензий со стороны таможенных органов именно в рамках постконтроля:
- Должен быть усилен контроль за соблюдением сроков представления документов по запросам таможенных органов;
- Невозможность предоставления тех или иных документов и сведений по запросам таможенных органов должна быть мотивирована и сопровождаться соответствующими пояснениями;
- Необходимо усилить контроль за выходом решений ЕЭК, в том числе касающихся классификации товара по ТН ВЭД;
- Необходимо начать или усилить работу по получению предварительных классификационных решений, как инструмента защиты от принятия таможенными органами решений о классификации товара;
- Документы по внешнеторговым сделкам должны храниться, как минимум 3 года;
- Регулярно должен проводиться внутренний аудит на предмет выявления оснований для внесения изменений в ДТ;
С полным текстом проекта можно ознакомиться по ссылке:
Финальный вариант: