Заказ обратного звонка:
Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом
+7 800 707 99 03

Аналитика таможенного законодательства и ВЭД

На что таможня имеет право?

19/08/2021

Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?

    Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом

    К юристам нашего Центра регулярно обращаются участники ВЭД и физические лица с вопросами о правомерности тех или иных решений, а также действий таможенных органов.

    Разбираемся с самыми частыми практическими вопросами о законности действий таможни и её должностных лиц.

    Права таможенных органов

    Для начала оговоримся, что в данной статье рассматриваются именно практические вопросы правомерности конкретных действий со стороны таможенных органов, с которыми в своей работе чаще всего сталкиваются импортёры, экспортёры, а также физические лица, взаимодействующие с таможней.

    Общий же перечень прав и обязанностей таможенных органов закреплён в действующем на текущий момент Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ". Последняя редакция на момент подготовки данного материала – 02 июля 2021 года.

    Рекомендуем ознакомиться с главой 46 ФЗ-289, в частности со статьёй 259. В рамках этой статьи установлен конкретный перечень мер, на которые таможня имеет право.

    Юристы нашей компании подготовили краткие ответы на самые распространённые вопросы об обоснованности решений и действий таможенных органов.

    Имеет ли таможня право конфисковать товар?

    Нет, таможенные органы не вправе конфисковать товар. При этом важно не путать конфискацию с арестом или изъятием товара. Таможня имеет право изъять товар, то есть поместить его на ответственное хранение на время проведения административного расследования.

    Назначить же такую меру наказания как конфискация товара уполномочен только суд.

    Какие документы имеет право запрашивать таможня?

    Вопрос о правомерности запроса таможенными органами документов, как правило, касается поставок, требующих подтверждения таможенной стоимости товаров. Таможня действительно может запрашивать документы для подтверждения таможенной стоимости.

    Список документов, которые таможня может истребовать для подтверждения заявленной декларантом стоимости товаров, определён на текущий момент Решением Коллегии ЕЭК от 27 марта 2018 г. № 42.

    В иных случаях обоснованность требования таможни по предоставлению тех или иных документов необходимо соотносить не только с нормами законодательства, но и с целями таможенного контроля.

    Имеет ли таможня право требовать документы, содержащие коммерческую тайну?

    Под документами, содержащими коммерческую тайну, большинство участников ВЭД подразумевает калькуляцию стоимости товара, контракты между поставщиком товара и изготовителем, сведения об оплате продавцом товара своих расходов, информацию о надбавке продавца и проч.

    Подобные сведения и документы таможня вправе запрашивать в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ (последняя редакция от 09.03.2021) "О коммерческой тайне".

    Декларант, в свою очередь, имеет право не предоставлять подобные сведения, соответствующим образом мотивируя невозможность их предоставления. При этом важно понимать, что непредоставление подобной информации без грамотной мотивировки может повлечь за собой корректировку таможенной стоимости товара.

    Имеет ли таможня право повторно проводить камеральную проверку?

    Прямого запрета на повторное проведение камеральной таможенной проверки в действующем законодательстве нет.

    Согласно п. 3 ст. 332 ТК ЕАЭС камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.

    Это одно из отличий таможенного и налогового права. Вместе с тем при определённых обстоятельствах решения, принятые таможенным органом по результатам повторной проверки, могут быть признаны незаконными в судебном порядке.

    Вправе ли таможня отказать в принятии таможенной стоимости товара?

    Таможня имеет право отклонить заявленную декларантом таможенную стоимость при наличии соответствующих оснований. В случае отказа в принятии заявленной стоимости товара таможенный орган выносит решение о внесении изменений в декларацию. Принятию подобного решения предшествует проведение проверки документов до выпуска товара в соответствии со статьёй 325 ТК ЕАЭС.

    При оценке правомерности отклонения таможней заявленной стоимости товара необходимо также учитывать разъяснения в действующем на данный момент Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 49 от 26 ноября 2019 года.

    В каких случаях таможня имеет право изменить код ТН ВЭД на товар?

    Таможенные органы вправе принимать решения в сфере классификации товаров в соответствии с главой 3 ТК ЕАЭС. В частности, таможня имеет право при выявлении неверной классификации товара по ТН ВЭД принимать соответствующие решения (см. статью 20 ТК ЕАЭС).

    На практике изменение таможней кода ТН ВЭД может быть обусловлено исключительно стремлением к переклассификации товара на код с более высокой ставкой таможенной пошлины или НДС. В подобных случаях участник ВЭД вправе обжаловать решение о классификации товара.

    В каких случаях таможня имеет право отказать в выпуске товара?

    Основания для отказа таможенного органа в выпуске товара определены п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС с учётом ст. 110 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

    Как правило, основными законными причинами для отказа в выпуске товара являются:

    • Недостаток денежных средств на ЕЛС для оплаты таможенных платежей;
    • Отсутствие или прекращения действия разрешительных документов на товар;
    • Отсутствие разрешения правообладателя на импорт товаров, маркированных ОИС;
    • Непредставление товара к досмотру

    Если в результате незаконного отказа в выпуске груза возникли убытки, то участник ВЭД может взыскать их с таможни.

    Имеет ли таможня право составить протокол в отсутствие привлекаемого лица?

    Должностное лицо таможенного органа вправе составить протокол по делу об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого лица при условии его надлежащего уведомления о дате, времени и месте составления протокола.

    Порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, определён статьёй 25.15 КоАП РФ.

    Имеет ли таможня право взыскивать штраф?

    В случае если по итогу рассмотрения дела об административном правонарушении в качестве меры наказания таможней назначен штраф, и данное постановление лицом не обжаловано в установленный срок, то обязанность по уплате штрафа должна быть исполнена в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Неуплата штрафа в установленный срок может повлечь за собой наложения административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ.

    При неуплате штрафа в установленный срок сумма штрафа на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке посредством возбуждения исполнительного производства

    Защита прав в споре с таможней

    При необходимости юристы нашего Центра готовы помочь как с оценкой правомерности решений и действий таможенных органов, так и с защитой нарушенных прав и интересов участников ВЭД.

    Предварительную консультацию по законности тех иных решений таможенного органа можно получить в онлайн чате на нашем сайте.

      Получите предварительную консультацию таможенного юриста прямо сейчас!

      Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом
      Бесплатный звонок по России +7 800 707 99 03
      Продолжая просмотр настоящего сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов сookies и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта.
      Подробнее