Общий порядок проведения таможенного контроля установлен Таможенным кодексом ЕАЭС. При этом п. 3 ст. 313 ТК ЕАЭС предусматривает компетенцию Евразийской экономической комиссии по установлению особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза.
Особенности контроля таможенной стоимости
Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики коллегии ЕЭК анонсировал на официальном сайте Союза обсуждение проекта решения, устанавливающего особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
В соответствии с положениями проекта решения признаки недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров определяются таможенными органами с использованием системы управления рисками (СУР). Проведение контроля таможенной стоимости товара направлено на выявления фактов занижения декларируемой стоимости, однако для добросовестных декларантов подобные мероприятия сопряжены с необходимостью обжалования корректировки таможенной стоимости товаров в суде.
Признаки недостоверности
В рамках контроля таможенной стоимости к таким признакам относятся следующие обстоятельства:
- несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость декларируемых товаров, содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
- расхождение по сведениям, влияющим на таможенную стоимость декларируемых товаров, сведениям, полученным из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия;
- несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость декларируемых товаров, сведениям из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по информации о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информации из ценовых каталогов;
- расхождение по стоимости декларируемых товаров с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых произведены (состоят) декларируемые товары;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя декларируемых товаров в сочетании с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем;
- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости декларируемых товаров (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) декларируемых товаров, расходы на страхование и т.п.).
Однако, рассмотрение таковых особенностей в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости невозможно при соблюдении ряда условий, с перечнем которых можно ознакомиться в полном тексте решения.
Рекомендуем ознакомиться - "Как бороться с корректировкой таможенной стоимости товаров?"
Данным положением также устанавливается перечень документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости.
Участники ВЭД могут ознакомиться с полным текстом проекта решения ЕЭК на официальном сайте Евразийского экономического союза.