Заказ обратного звонка:
Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом
+7 800 707 99 03

Аналитика таможенного законодательства и ВЭД

Претензия иностранному поставщику

08/05/2024

Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?

    Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом

    С нарушением условий и сроков поставки со стороны иностранного поставщика приходится сталкиваться практически любому российскому импортёру. Как показывает практика, в большинстве случаев подобные ситуации разрешаются путём переговоров в рамках претензионного обращения. Разбираемся, что необходимо учесть при подготовке претензии иностранному контрагенту.

    Нарушение поставки

    Наиболее распространёнными нарушениями поставки со стороны зарубежного продавца являются:
    нарушение сроков поставки;

    • поставка низкокачественного товара или брака;
    • поставка качественного товара, но с иными свойствами и характеристиками;
    • наличие скрытых недостатков товара, выявленных после его приёмки;
    • поставка несогласованного товара;
    • отказ от поставки.

    При выявлении подобных недостатков поставки действия покупателя должны зависеть от обстоятельств конкретной ситуации.

    Что делать покупателю?

    Первое, с чего необходимо начинать подготовку к урегулированию сложившегося положения, это обратиться к внешнеторговому контракту, в рамках которого была осуществлена такая поставка.

    Современный внешнеэкономический контракт включает в себя детализированный порядок действий сторон при выявлении расхождений в поставленной партии товара.

    Процедура описывается в разделе договора «Acceptance» / «Приёмка товара». Как правило, в рамках этого раздела контракта стороны заблаговременно фиксируют все ключевые моменты:

    • срок приёмки товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности;
    • порядок участия продавца при приёмке товара;
    • последовательность действий сторон при выявлении поставки товаров с недостатками, в том числе и в случае наличия разногласий о характере обнаруженных недостатков, включая скрытые дефекты;
    • порядок инициации товароведческой экспертизы для установления фактических свойств и характеристик товаров, а также распределение расходов на такую экспертизу;
    • перечень компенсационных мер и действий поставщика в случае подтверждения недостатков в поставке товара.

    Для разрешения ситуации покупателю необходимо строго следовать согласованному в контракте порядку приёмки товара и урегулирования споров.

    На практике встречаются обстоятельства, когда покупатель пренебрёг необходимостью грамотной проработки контракта на поставку товаров и ограничился максимально примитивной формой договора. В таком случае необходимо исходить из общей практики, применимого права по сделке и норм международных соглашений, заключённых между странами продавца и покупателя.

    После завершения подготовительного этапа по установлению всех условий и недостатков поставки, а также сбора доказательств необходимо переходить к подготовке мотивированной претензии в адрес иностранного поставщика.

    Претензия зарубежному контрагенту

    На этапе подготовки самой претензии необходимо учитывать следующие положения контракта:

    • заверения сторон сделки;
    • условия поставки;
    • качество товаров и гарантии;
    • порядок обмена документами и сообщениями между сторонами сделки;
    • ответственность сторон;
    • порядок урегулирования споров;
    • общие и заключительные положения контракта.

    Примерная структура претензии иностранному поставщику следующая:

    1. реквизиты иностранного продавца, в адрес которого направляется претензия;
    2. реквизиты покупателя, от чьего имени подаётся претензия;
    3. преамбула, содержащая детальное описание всех обстоятельств поставки с нарушениями;
    4. фактическая часть с указанием на условия и обязанности продавца, которые были нарушены при исполнении поставки;
    5. мотивировочная часть, обосновывающая заявляемые в претензии требования;
    6. просительная часть, содержащая конкретное требование поставщику;
    7. приложения, включающее в себя доказательную базу, предыдущую переписку и иные документы, имеющие прямое отношение к нарушениям по данной поставке.

    В претензии необходимо изложить конкретные факты, документы, доказательства нарушения обязательств поставщика по поставке товаров и заявить чёткие требования по устранению нарушения.

    Такими требованиями могут быть:

    • восполнить недостающее количество товара;
    • поставить качественный товар взамен брака;
    • возместить расходы, связанные с осуществлением такой поставки (таможенные платежи, складские расходы и т.п.);
    • возместить покупателю причинённые убытки;
    • возвратить стоимость товара в полном или частичном виде;
    • компенсировать покупателю штрафы, уплаченные за нарушение таможенного или валютного законодательства Российской Федерации по причине нарушения условий поставки со стороны продавца.

    Если иное не было оговорено в контракте, то претензия составляется на языке контрагента.

    Отправка претензии может осуществляться в электронном или оригинальном виде в зависимости от того, какой порядок подачи претензий прописан в контракте. Если в рамках заключённого контракта порядок обмена документами не зафиксирован, то претензия подаётся в оригинальном (бумажном) виде по официальному адресу поставщика. Отправка претензии должна осуществляться международной почтовой или курьерской службой с подтверждением её доставки получателю. К претензии необходимо приложить документы, обосновывающие заявленные в ней требования.

    Срок рассмотрения претензии оговаривается в рамках контракта на поставку товаров. Если в контракте не указан срок рассмотрения претензии, то необходимо ориентироваться на общий 30-дневный срок принятия решения по претензии с момента её получения иностранным контрагентом.

    Отказ в удовлетворении претензии

    Если по итогам рассмотрения претензии от иностранного поставщика поступает отказ в удовлетворении заявленных требований или же ответ в принципе отсутствует, то стоит проанализировать возможность и целесообразность судебного урегулирования спора.

    Как правило, судебное разбирательство с иностранными лицами сопряжено с высокими сопутствующими расходами особенно в зарубежных юрисдикциях.

    Кроме того, при заключении внешнеторгового контракта стороны не всегда учитывают реальную возможность судебного спора и игнорируют риски подобных судебных расходов. Российские импортёры часто выбирают места арбитража без учёта возможностей добиться фактического исполнения решения суда или отвергая даже физическую невозможность в текущих реалиях вести процесс, например, в Международном арбитражном суде Стокгольма (SCC Arbitration Institute) или Лондонском международном арбитражном суде (LCIA).

    Вместе с тем, как показывает практика, в ситуациях, когда со стороны поставщика действительно есть нарушение обязательств по поставке, полный отказ в удовлетворении претензии поступает редко.

    Как правило, подача грамотной мотивированной претензии сама по себе открывает возможности для переговоров и поиска компромиссного решения для обеих сторон без необходимости обращения в суд.

    Сопровождение претензионного порядка

    Юристы нашего Центра готовы оказать любую консультационную и практическую помощь в урегулировании споров с иностранными контрагентами.

    Специалисты нашей компании помогут оценить риски и перспективы разрешения проблемной ситуации, подготовить грамотную претензию иностранному поставщику, минимизировать негативные последствия и штрафы со стороны российских регуляторов и найти сбалансированное решение для сложившейся ситуации.

    Получить первичную консультацию и направить документы для предварительного анализа можно на электронную почту или в онлайн чат на нашем сайте.

      Получите предварительную консультацию таможенного юриста прямо сейчас!

      Отправляя заявку, вы разрешаете обработку персональных данных и соглашаетесь с правилами пользования сайтом
      Бесплатный звонок по России +7 800 707 99 03
      Продолжая просмотр настоящего сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов сookies и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта.
      Подробнее