С нарушением условий и сроков поставки со стороны иностранного поставщика приходится сталкиваться практически любому российскому импортёру. Как показывает практика, в большинстве случаев подобные ситуации разрешаются путём переговоров в рамках претензионного обращения. Разбираемся, что необходимо учесть при подготовке претензии иностранному контрагенту.
Нарушение поставки
Наиболее распространёнными нарушениями поставки со стороны зарубежного продавца являются:
нарушение сроков поставки;
- поставка низкокачественного товара или брака;
- поставка качественного товара, но с иными свойствами и характеристиками;
- наличие скрытых недостатков товара, выявленных после его приёмки;
- поставка несогласованного товара;
- отказ от поставки.
При выявлении подобных недостатков поставки действия покупателя должны зависеть от обстоятельств конкретной ситуации.
Что делать покупателю?
Первое, с чего необходимо начинать подготовку к урегулированию сложившегося положения, это обратиться к внешнеторговому контракту, в рамках которого была осуществлена такая поставка.
Современный внешнеэкономический контракт включает в себя детализированный порядок действий сторон при выявлении расхождений в поставленной партии товара.
Процедура описывается в разделе договора «Acceptance» / «Приёмка товара». Как правило, в рамках этого раздела контракта стороны заблаговременно фиксируют все ключевые моменты:
- срок приёмки товара по количеству, качеству, ассортименту и комплектности;
- порядок участия продавца при приёмке товара;
- последовательность действий сторон при выявлении поставки товаров с недостатками, в том числе и в случае наличия разногласий о характере обнаруженных недостатков, включая скрытые дефекты;
- порядок инициации товароведческой экспертизы для установления фактических свойств и характеристик товаров, а также распределение расходов на такую экспертизу;
- перечень компенсационных мер и действий поставщика в случае подтверждения недостатков в поставке товара.
Для разрешения ситуации покупателю необходимо строго следовать согласованному в контракте порядку приёмки товара и урегулирования споров.
На практике встречаются обстоятельства, когда покупатель пренебрёг необходимостью грамотной проработки контракта на поставку товаров и ограничился максимально примитивной формой договора. В таком случае необходимо исходить из общей практики, применимого права по сделке и норм международных соглашений, заключённых между странами продавца и покупателя.
После завершения подготовительного этапа по установлению всех условий и недостатков поставки, а также сбора доказательств необходимо переходить к подготовке мотивированной претензии в адрес иностранного поставщика.
Претензия зарубежному контрагенту
На этапе подготовки самой претензии необходимо учитывать следующие положения контракта:
- заверения сторон сделки;
- условия поставки;
- качество товаров и гарантии;
- порядок обмена документами и сообщениями между сторонами сделки;
- ответственность сторон;
- порядок урегулирования споров;
- общие и заключительные положения контракта.
Примерная структура претензии иностранному поставщику следующая:
- реквизиты иностранного продавца, в адрес которого направляется претензия;
- реквизиты покупателя, от чьего имени подаётся претензия;
- преамбула, содержащая детальное описание всех обстоятельств поставки с нарушениями;
- фактическая часть с указанием на условия и обязанности продавца, которые были нарушены при исполнении поставки;
- мотивировочная часть, обосновывающая заявляемые в претензии требования;
- просительная часть, содержащая конкретное требование поставщику;
- приложения, включающее в себя доказательную базу, предыдущую переписку и иные документы, имеющие прямое отношение к нарушениям по данной поставке.
В претензии необходимо изложить конкретные факты, документы, доказательства нарушения обязательств поставщика по поставке товаров и заявить чёткие требования по устранению нарушения.
Такими требованиями могут быть:
- восполнить недостающее количество товара;
- поставить качественный товар взамен брака;
- возместить расходы, связанные с осуществлением такой поставки (таможенные платежи, складские расходы и т.п.);
- возместить покупателю причинённые убытки;
- возвратить стоимость товара в полном или частичном виде;
- компенсировать покупателю штрафы, уплаченные за нарушение таможенного или валютного законодательства Российской Федерации по причине нарушения условий поставки со стороны продавца.
Если иное не было оговорено в контракте, то претензия составляется на языке контрагента.
Отправка претензии может осуществляться в электронном или оригинальном виде в зависимости от того, какой порядок подачи претензий прописан в контракте. Если в рамках заключённого контракта порядок обмена документами не зафиксирован, то претензия подаётся в оригинальном (бумажном) виде по официальному адресу поставщика. Отправка претензии должна осуществляться международной почтовой или курьерской службой с подтверждением её доставки получателю. К претензии необходимо приложить документы, обосновывающие заявленные в ней требования.
Срок рассмотрения претензии оговаривается в рамках контракта на поставку товаров. Если в контракте не указан срок рассмотрения претензии, то необходимо ориентироваться на общий 30-дневный срок принятия решения по претензии с момента её получения иностранным контрагентом.
Отказ в удовлетворении претензии
Если по итогам рассмотрения претензии от иностранного поставщика поступает отказ в удовлетворении заявленных требований или же ответ в принципе отсутствует, то стоит проанализировать возможность и целесообразность судебного урегулирования спора.
Как правило, судебное разбирательство с иностранными лицами сопряжено с высокими сопутствующими расходами особенно в зарубежных юрисдикциях.
Кроме того, при заключении внешнеторгового контракта стороны не всегда учитывают реальную возможность судебного спора и игнорируют риски подобных судебных расходов. Российские импортёры часто выбирают места арбитража без учёта возможностей добиться фактического исполнения решения суда или отвергая даже физическую невозможность в текущих реалиях вести процесс, например, в Международном арбитражном суде Стокгольма (SCC Arbitration Institute) или Лондонском международном арбитражном суде (LCIA).
Вместе с тем, как показывает практика, в ситуациях, когда со стороны поставщика действительно есть нарушение обязательств по поставке, полный отказ в удовлетворении претензии поступает редко.
Как правило, подача грамотной мотивированной претензии сама по себе открывает возможности для переговоров и поиска компромиссного решения для обеих сторон без необходимости обращения в суд.
Сопровождение претензионного порядка
Юристы нашего Центра готовы оказать любую консультационную и практическую помощь в урегулировании споров с иностранными контрагентами.
Специалисты нашей компании помогут оценить риски и перспективы разрешения проблемной ситуации, подготовить грамотную претензию иностранному поставщику, минимизировать негативные последствия и штрафы со стороны российских регуляторов и найти сбалансированное решение для сложившейся ситуации.
Получить первичную консультацию и направить документы для предварительного анализа можно на электронную почту или в онлайн чат на нашем сайте.