Проверка иностранного контрагента – один из этапов планирования внешнеэкономической сделки. Оценка благонадёжности партнёра позволяет снизить коммерческие риски и убедиться в реальности его намерений исполнить свои обязательства по контракту.
Юристы нашего Центра подготовили краткий обзор способов проверки иностранных контрагентов.
Этапы проверки иностранного контрагента
Условно процедуру проверки можно разделить на 3 этапа:
- юридический анализ,
- экономическая оценка,
- внешнее наблюдение.
В зависимости от фактических обстоятельств проверка может включать в себя как комплекс работ, так и каждый этап по отдельности.
Юридический анализ
Юридическая проверка иностранного контрагента во многом тождественна процессу заключения сделки с российской организацией.
В ходе юридического анализа устанавливаются следующие сведение о контрагенте:
- Достоверность заявленных реквизитов организации, наличие необходимых лицензий, разрешений, полномочий её представителей и проч.
- Наличие сведений о компании в национальных государственных реестрах и перечнях.
- Проверка информации об инициированной процедуре реорганизации, банкротства, ликвидации, неисполненных обязательствах и т.п.
- Анализ судебной практики по контрагенту.
- Подтверждение прав на наличие зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
По результатам первичной проверки можно уже сделать предварительные выводы о достоверности заявленных контрагентом о себе сведений, его правовом статусе, деловой активности и проч.
Экономический анализ
В рамках проверки по линии экономической безопасности анализируются следующие положения:
- Материальное состояние контрагента, реальные активы компании, задолженности.
- Финансовая отчетность.
- Платёжеспособность контрагента.
- Репутационный контроль (проверка добросовестности исполнения своих обязательств во взаимоотношениях с текущими клиентами, проверка деловой репутации компании, информация в СМИ).
- Аффилированность лиц.
Проверка экономических параметров контрагента позволяет получить представление о реальном положении его бизнеса, возможности исполнить свои обязательства по сделке, наличии обязательств перед третьими лицами и т.п.
Выездная инспекция
Как показывает практика, инструменты внешнего контроля наиболее востребованы при проверке поставщиков в Китае.
К способам такого контроля относится весь спектр мероприятий так называемого Quality Checking, в том числе:
- проверка фактического местонахождения компании;
- посещение офиса и производственной площадки контрагента;
- личное знакомство и проведение переговоров с представителями компании;
- ознакомление с оригиналами учредительных документов, лицензий, разрешений, свидетельств и проч.
- техническая оценка производства, состояние оборудования;
- проверка численности сотрудников;
- проверка качества производимых товаров, соблюдение норм производства и проч.
Результаты внешнего наблюдения фиксируются в фото- и видеоотчёте.
Сервисы проверки иностранного контрагента
Все сервисы проверки иностранного контрагента можно разделить на следующие категории:
- бесплатные;
- условно бесплатные;
- платные.
К бесплатным сервисам проверки относятся:
- открытые информационные ресурсы иностранных государств;
- сайты налоговых служб;
- информационные реестры государственных органов иностранных государств.
Проверка контрагента по таким сервисам не требует оплаты, регистрации и иных манипуляций. Работа большинства сервисов аналогично работе сервиса получения выписок из ЕГРЮЛ в России.
К условно бесплатным реестрам можно отнести сайты c частично платными сведениями, например, сервис Qixin для китайских организаций и физических лиц. В платную выгрузку из данного сайта входят сведения о судебных спорах, информация об акционерах, часть рисков и проч.
К платным сервисам проверки относятся специализированные реестры, аккумулирующие сведения из различных источников и формирующие, как правило, готовые бизнес справки по организации.
Бизнес справка по иностранной компании
В зависимости от страны контрагента и целей проверки можно получить как готовую бизнес справку, так и заключение по итогам проверки отдельных сведений.
Готовая бизнес справка по иностранной организации, как правило, включает в себя следующую информацию:
- Обзор рисков
- Общие комментарии
- Кредитный рейтинг
- Регистрационные данные
- Сведения об учредителях
- Изменения в учредительных документах
- Наличие филиалов, аффилированных организаций и лиц
- Объём инвестиций
- Перечень уполномоченных представителей
- Контактные данные
- Сведения о наличии судебных споров и их характеристик
- Сведения об административных штрафах
- Информация о клиентах
- Товарные знаки, патенты и объекты интеллектуальной собственности
- Информация об экспортно-импортной активности, действующие лицензии и разрешения
- Численность персонала
- Информация о тендерах
- Исполнение налоговых обязательств
- Задолженность перед контрагентами
- Производственные мощности и возможности
- Упоминания в СМИ
Полное содержание справки зависит от страны контрагента и действующих в ней ограничений на раскрытие информации.
Стоимость проверки иностранного контрагента
Стоимость проверки организации за рубежом формируется исходя из следующих параметров:
- формата проверки;
- сроков выполнения задачи;
- страны контрагента;
- объёма проверяемой информации;
- языка отчёта;
- необходимости в выездном присутствии и подготовке видео- и фотоотчёта.
При необходимости специалисты нашего Центра готовы помочь с проведением проверки иностранного контрагента, подготовкой бизнес справки и организацией выездного контроля на предприятии.
Стоимость подготовки общей бизнес справки по иностранному контрагенту – от 10 тысяч рублей.
Стоимость комплексного внешнего аудита зарубежной организации – от 50 тыс. рублей.
Важно отметить, что вопросами проверки контрагента необходимо заниматься до подготовки внешнеэкономического контракта и заключения самой сделки.