Возврат товара иностранному поставщику – это непростая и неприятная задача, однако любой импортёр должен быть готов к такой ситуации.
Разбираемся, как вернуть товар зарубежному грузоотправителю.
Возврат товара
В первую очередь, необходимо понимать, что реальную возможность возврата товара необходимо учитывать ещё на этапе составления внешнеторгового контракта. Грамотно проработанный детальный контракт значительно упрощает работу по возврату товара иностранному поставщику.
Наряду с раскрытием всех ключевых условий сделки внешнеэкономический контракт на поставку товаров должен включать в себя следующие разделы:
- Условия поставки;
- Упаковка и маркировка товара;
- Порядок приёмки;
- Качество товара и гарантии;
- Ответственность сторон;
- Порядок урегулирования споров.
При разработке указанных разделов контракта должна учитываться практическая возможность вернуть товар иностранному продавцу.
В частности, необходимо предусмотреть следующие положения:
- условия возврата,
- сроки,
- базис возврата,
- распределение расходов;
- порядок и сроки их возмещения.
Среди основных причин для возврата импортного товара – его несоответствие согласованным характеристикам, брак, повреждения при транспортировке.
Условия возврата товара иностранному поставщику
Возврат товара в большинстве случаев возможен при выполнении следующих условий:
- факт поставки некачественных товаров документально подтверждён (например, коммерческий акт, заключение товарной экспертизы и проч.);
- иностранный поставщик готов к урегулированию вопроса в конструктивном ключе;
- со стороны импортёра соблюдены все условия для помещения товара под таможенный режим реэкспорта.
В зависимости от обстоятельств конкретной сделки возможны различные нюансы в порядке действий покупателя.
Порядок действий импортёра
Как правило, алгоритм работы заключается в следующем:
- При приёмке товара устанавливается факт поставки бракованного товара, расхождения по ассортименту, характеристикам и другим причинам для возврата.
- Представителями сторон подписывается коммерческий акт, фиксирующий выявленные недостатки поставки. В ряде случаев односторонне подписанный акт может считаться безусловным доказательством нарушения обязательств по поставке.
- При необходимости проводится товарная экспертиза в отношении данной партии товара.
- Поставщику направляется письменная рекламация.
Дальнейшее развитие событий зависит от степени готовности иностранного поставщика к урегулированию ситуации.
В большинстве случаев наиболее вероятны следующие варианты:
- Продавец согласен полностью компенсировать поставку и готов отправить аналогичную партию товаров своими силами и за свой счёт до склада покупателя в РФ на условиях DAP.
- Продавец предлагает частичную компенсацию, например, в виде скидки на последующие отгрузки.
- Поставщик не заинтересован ни в возврате товара, ни в компенсации, ни в сохранении отношений с покупателем.
В зависимости от развития переговорного процесса стороны сделки могут прийти как к возврату товара иностранному поставщику, так и к необходимости его утилизации.
Рекомендуем ознакомиться с порядком помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта.
Соответственно, аналогично регулируется вопрос с полным или частичным возмещением расходов и убытков покупателю.
Возврат таможенных платежей
При выполнении условий реэкспорта импортёр может рассчитывать на частичный возврат уплаченных таможенных платежей.
Если товар направляется на реэкспорт, то в декларацию на товары вносятся изменения, после чего декларанту возвращается пошлина и НДС. Таможенный сбор возврату не подлежит.
Консультация
Юристы нашего Центра специализируются исключительно на правовой поддержке ВЭД и готовы оказать профессиональную юридическую помощь по любым вопросам ведения внешнеэкономической деятельности.
Оставить запрос на консультацию можно по телефону, электронной почте или в онлайн чате на нашем сайте.