Взыскание таможенных платежей – это комплекс мероприятий, предпринимаемых таможенным органом для взимания неуплаченных таможенных платежей. Факт неуплаты может быть установлен таможней как до выпуска товаров, так и в рамках постконтрольных процедур.
Усиление контрольных мероприятий ФТС после выпуска товаров в свободное обращение участники околотаможенного рынка отмечают ещё с 2016 года. В последнее время роль постконтрольных мероприятий возросла многократно.
Рекомендуем ознакомиться: «Таможня уходит в постконтроль: что ждёт импортёров после выпуска товаров?»
Большинство участников ВЭД как раз и сталкивается с получением уведомлений о не уплаченных таможенных платежах после выпуска товара, например, в результате принятых решений части заявленной импортёром таможенной стоимости или в отношении классификационного кода ТН ВЭД на товар. В подобным случаях суммы доначисленных таможней платежей могут исчисляться миллионами и десятками миллионов рублей и, соответственно, выплата такого объёма денежных средств может поставить на грань само существование малого и среднего бизнеса. На практике нередки ситуации, когда в распоряжении предпринимателя в принципе отсутствуют такие суммы, поскольку общая сумма доначисленных платежей может включать в себя доначисления за весь трёхлетний период импорта товаров.
Столкнувшись с такой ситуацией впервые, импортёры чаще всего задаются первым вопросом: как воспрепятствовать принудительному взысканию таможенных платежей?
Юристы Центра правовой поддержки внешнеэкономической деятельности подготовили краткие разъяснения о процедуре взимания платежей, сроках списания и инструментах воспрепятствования принудительному списанию.
Взыскание таможенных платежей
Порядок, сроки и регламент процедуры взыскания определены главой 18 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании» и рядом приказов ФТС России, в том числе Приказом ФТС от 14.06.2012 № 1161, сопутствующими ему приказами и инструкциями.
Если перейти к практической стороне вопроса, то схематично и упрощённо алгоритм может быть следующим:
- Таможенный орган принимает решение в сфере таможенного дела, результатом которого является неуплата декларантом таможенных платежей.
- Декларанту направляется уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в электронном виде.
- Срок уплаты составляет 15 рабочих дней со дня получения уведомления.
- При неуплате в указанный срок таможня инициирует принудительное взыскание доначисленных платежей.
- Таможенный орган последовательно обращает взыскание на денежные средства, находящиеся на едином лицевом счёте декларанта (таможенного представителя), его банковских счетах, банковской гарантии, в том числе и в бесспорном порядке, приостановление операций по счетам, арест имущества, товаров и проч.
Приостановить взыскание таможенных платежей возможно в судебном порядке.
Приостановление взыскания
Для приостановки процедуры взимания платежей необходимо обращение плательщика в суд.
Сам по себе факт обжалования декларантом решения таможни, результатом которого стало доначисление платежей, не приостанавливает обязанность по уплате таких платежей.
Например, таможенным органом вынесено решение о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, при этом классификационный код товара изменён на код с большей ставкой таможенной пошлины и/или НДС, в результате чего возникла фактическая недоплата.
Обращение декларанта в суд с заявлением о признании принятого таможенным органом решения о классификации товара недействительным не приостанавливает действие самого уведомления о не уплаченных таможенных платежах. Для приостановки действия оспариваемых решений необходимо принятие судом обеспечительных мер, которыми суд запретит таможне совершать любые действия, направленные на принудительное взыскание таможенных платежей и пени в отношении товаров, задекларированных по спорным декларациям.
Запрет на принудительное взыскание
Вынесение арбитражным судом определения о принятии обеспечительных мер позволяет приостановить действие уведомления таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, а также накладывает запрет на таможенный орган совершать любые действия, направленные на принудительное исполнение этого уведомления.
Такое право предусмотрено частью 3 статьи 199 АПК РФ.
Для принятия обеспечительных мер необходимо обращение лица, в отношении которого таможней выставлено уведомление, в суд с заявлением об оспаривании принятого решения и мотивированного ходатайства о приостановлении действия оспариваемых ненормативных правовых актов.
Ходатайство об обеспечительных мерах должно сопровождаться внушительной доказательной базой, подтверждающей одновременно как необходимость принятия обеспечительной меры, так и сохранение баланса интересов заявителя, интересов таможни, других лиц и публичных интересов.
При подготовке ходатайства о запрете на принудительное взыскание таможенных платежей необходимо руководствоваться сложившейся судебной практикой в регионе рассмотрения дела, обстоятельствами дела, фактическим финансовым положением заявителя, комплексом его обязательств перед третьими лицами и проч. Содержание ходатайства должно однозначно удостоверять возможность исполнения заявителя уведомления о не уплаченных таможенных платежах, при этом доказывать нецелесообразность отказа в принятии обеспечительных мер по причине нанесения значительного ущерба заявителю.
Юристы нашего Центра рекомендуют проанализировать следующие обстоятельства:
- текущее финансовое состояние заявителя;
- сферу деятельности заявителя;
- организационно-правовую форму лица;
- обязательства перед бюджетом;
- социальные обязательства;
- размер кредиторской задолженности;
- сумму дебиторской задолженности;
- иные обстоятельства, влияющие на оценку финансовой возможности уплаты платежей
Оценка обстоятельств в каждом случае и последующая проработка доводов в ходатайстве должна основываться на нюансах конкретной ситуации. Например, мотивировка заявителя – индивидуального предпринимателя, отвечающего по своим обязательствам всем своим имуществом, в том числе и личными активами, с несовершеннолетними детьми и другими иждивенцами будет значительно отличаться от мотивировки заявителя – торговой организации, ритейла с многомиллионным оборотом. Главное – обратить внимание суда на достижение баланса между возможностью уплаты и отсутствием сиюминутной целесообразности в этом.
Также необходимо понимать, что сложившаяся судебная практика в части принятия обеспечительных мер по таможенным спорам может отличаться по регионам. Так, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге добиться удовлетворения соответствующего ходатайства, как правило, значительно сложнее, чем в регионах, при этом оценка перспектив принятия обеспечения должна проводиться индивидуально для каждого дела.
Поскольку обращаться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер необходимо до наступления срока оплаты по уведомлению, времени на проработку ходатайства и сбор доказательной базы немного – всего несколько рабочих дней. Таким образом, подготовительный этап должен быть запущен уже при появлении первых признаков возможного принятия таможней решения о доначислении платежей. Особое внимание необходимо уделить мониторингу и контролю информации о задолженности в личном кабинете участника ВЭД.
Готовое заявление об обжаловании решения и уведомления таможни, ходатайство о запрете взыскания и полный комплект подтверждающих документов должны поступить в суд за несколько дней до истечения срока по уведомлению.
Определение суда об удовлетворении ходатайства по обеспечительным мерам и наложении запрета на принудительное взыскание платежей может быть в дальнейшем обжаловано таможней.
В случае принятия обеспечительных мер обязанность заявителя по уплате таможенных платежей приостанавливается до момента оценки судом законности оспариваемых решений и уведомлений.
При необходимости юристы нашего Центра готовы помочь как с обжалованием незаконных решений таможни, так и с подготовкой мотивированного ходатайства в суд о запрете взыскания таможенных платежей.